В Думе предлагают создать рейтинговые агентства для застройщиков

2015-10-02 12:17:00

Практика рейтингования строительных компаний, как отметила Николаева, широко распространена во всем мире. В России же эта система только развивается — прежде всего потому, что на сегодня отсутствуют определенные правовые основы подобной деятельности, которые предлагается установить подготовленным законопроектом. В частности, документ предлагает ввести такие понятия, как «рейтинговая деятельность», «рейтинг», «рейтинговое агентство», «субъект рейтинга» и др.

Для соблюдения важнейших принципов осуществления рейтинговой деятельности в строительной сфере — независимости и объективности — законопроектом предлагается установить требования к юридическим лицам, которые могут признаваться рейтинговыми агентствами, а также к их организационной структуре — обязательное наличие методологического комитета, их сотрудникам — рейтинговым аналитикам.

Особое внимание в законопроекте уделено процедуре раскрытия рейтинговым агентством информации о своей деятельности, о рейтинговых аналитиках, о субъектах рейтинга, о присвоенных рейтингах и составленных прогнозах по присвоенным рейтингам, а также о процедуре раскрытия методологии рейтингового агентства, на основании которой осуществляется собственно процесс рейтингования.

С целью пресечения в сфере рейтинговой деятельности нарушений законодательства, таких как осуществление рейтинговой деятельности юрлицом, не включенным в единый реестр рейтинговых агентств, неподача заявления о включении лица в соответствующий реестр или его подача с предоставлением заведомо недостоверных сведений, а также осуществление рейтинговых действий не в соответствии с методологией, непредоставление уполномоченному федеральному органу методологии или неуведомление о внесенных в методологию изменениях законопроектом вводятся новые составы административных правонарушений.

— Я глубоко убеждена, что создание правовой основы для осуществления рейтинговой деятельности в строительной сфере придаст новый импульс развитию отрасли в целом, а также позволит нам решить те проблемы, которые существуют сегодня. Независимое рейтингование — инструмент, который используется во всем мире с целью оценки способности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исполнять взятые на себя договорные обязательства, — отметила Николаева. — Рейтинговые оценки также широко применяются в закупочной деятельности, поскольку позволяют исключить субъективный фактор при оценке участников закупки.

Законодатель отметила, что использование рейтинговых оценок при осуществлении госзакупок в строительной сфере позволяет повысить прозрачность закупочных процедур, а также рациональнее осуществлять расходы в рамках закупочной деятельности. По данным Минэкономразвития, в 2014 году в системе госзакупок на долю строительных работ пришлось около 48% контрактов. Если учесть, что, по данным официального сайта госзакупок за 2014 год, было размещено контрактов на сумму 23,8 трлн рублей, то на долю строительной отрасли пришлось около 11,4 трлн.

— Рейтингование строительных компаний — хороший шаг, который мог бы помочь

сделать выбор подрядчика для госзаказа прозрачнее. Ведь как сегодня происходит? Каждый заказчик сам устанавливает качественные критерии отбора компаний, что является одним из способов отдать закупку «своей» компании. Но у рейтинга есть и обратная сторона — это будет ограничивать конкуренцию, создаст барьер для молодых предпринимателей, которые еще не заработали себе репутацию и только открыли свое дело, — считает руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта. — Со

своей стороны мы поддерживаем это начинание, но оно потребует детальной проработки со всем экспертным сообществом и в особенности с представителями малого бизнеса.

Кроме государственного запроса на большую прозрачность расходования средств при строительных тендерах определенные запросы на понимание надежности и качественности работы строительных компаний есть и у общества — например, при долевом строительстве. В перспективе рейтинговые агентства смогут оценивать и способность компаний выполнять свои обязательства по долевому строительству.

Однако некоторые эксперты считают, что без заметного вовлечения общественности в эту сферу Россия в перспективе сможет столкнуться не только с недобросовестными компаниями-застройщиками, но и с недобросовестными рейтинговыми агентствами, которые на определенных условиях будут предоставлять те или иные характеристики строительным организациям.

— На мой взгляд, этот закон для эффективного действия нуждается в главном ингредиенте — опоре на общественное мнение. Создать видимость соблюдения его условий недобросовестные компании смогут, а вот игнорировать общественное мнение подкупленным рейтинговым агентствам будет сложно. Сегодня достаточно людей, готовых оставлять свои отзывы, которые только надо упорядочить на каком-нибудь портале, принадлежащем, к примеру, конгломерату общественных организаций, и это будет самым сильным механизмом в борьбе с «подкрутами» рейтингов строительных организаций, — считает правозащитник и борец за права дольщиков Виктор Келлер.

Коммерческий директор финансово-строительной корпорации «Лидер» Григорий Алтухов считает, что просто так договориться и купить какое-либо место в рейтинге невозможно, а все существующие девелоперы стараются подтверждать свою состоятельность улучшением качества работы.

— В случае с предлагаемой нормой я немного боюсь излишней бюрократизации, чего не хотелось бы, тогда как у нас и так бюрократических механизмов больше чем достаточно. Мне кажется, надо большее внимание уделить регулированию самой сферы, нежели системе ее рейтингования, — сказал Алтухов.

Источник: http://izvestia.ru/news/592384

Казанополис

Мэтры метров. Новостройки Казани